«Народ! Возьми хоть строчку на память...»
Категория: Новости
Опубликовано: 10.12.2014
14 декабря в 14.00 в
Ставропольской краевой библиотеке для молодёжи имени В.И. Слядневой состоится
очередная встреча в литературной студии «Читаем вместе». В этот раз мы
размышляем над стихотворными строчками поэта Ильи Сельвинского, история жизни
которого вплелась в драматические повороты истории нашей страны.По давней языковой традиции поэты часто называют себя и своих собратьев «певцами». Реже они уподобляют свое творчество — игре на том или ином музыкальном инструменте: «Начну на флейте стихи печальны» — писал на заре новой русской поэзии Тредиаковский. Но и в том, и в другом случае поэта сопоставляют с музыкантом-солистом. А вот Илью Сельвинского Максимилиан Волошин, даря ему свою акварель, назвал в дарственной надписи «поэтом-оркестром».
Подарок Волошина Илья Львович Сельвинский (1899–1968) получил еще молодым. Ему предстояло прожить нелегкие десятилетия, после славы и признания изведать гонения, отчуждение читателей, одиночество в литературной среде. Но всей творческой жизнью он подтвердил точность и правоту волошинского определения. По тематическому и жанровому диапазону, по языковому многообразию, по населенности человеческими голосами и характерами, по охвату исторических эпох и национальных культур творчество Сельвинского представляет совершенно особое явление. Лирика, песня, сатирическая эпиграмма, стихотворная публицистика; повествовательные жанры — от стихотворной новеллы и баллады до эпопеи, поэтический театр, включавший трагедии, философскую драму, фантастический гротеск, — во всех этих областях Сельвинскому принадлежат высокие свершения, которые останутся в русской поэзии.
«Оркестровость», симфоничность Сельвинского проявлялись и в том, что в своих произведениях он часто ставил и решал задачи, выходившие за пределы их частного, конкретного замысла и имевшие важное значение для развития русской поэзии, русской поэтической речи в целом. В письменной поэзии он блистательно воссоздавал разноголосицу и интонационное богатство живой устной речи. В русском стихосложении ему виделась музыкальная основа, и чтобы сделать ее очевидной для других, он оснащал лирические стихи середины 20-х годов «произносимыми про себя» значками пауз. Значки эти сегодня кажутся курьезом — но открытый Сельвинским и его друзьями-конструктивистами тактовый стих давно признан наукой (правда, без музыкальных интерпретаций).
Среди множества монументальных произведений особое место в творчестве Ильи Сельвинского занимает лирика, которая является своеобразным дневником поэта необычного, прожившего жизнь большую и сложную, прошедшего фронты гражданской и Великой Отечественной войн, сменившего не одну профессию, изъездившего и Европу, и Азию, хорошо знающего Сибирь и Дальний Восток. На обсуждение представлены стихи из циклов "О любви", "Война", "Мир" и другие.
Поделиться: