Эпидемия мефедрона в России: большой разбор от нарколога. Почему мефедрон — самый опасный наркотик?
«Солевое безумие» — это самое точное описание накрывшей Россию наркотической эпидемии. Вот уже несколько лет рекорды популярности в стране бьет мефедрон: мощный синтетический психостимулятор, эйфоретик и эмпатоген, более известный как «соль». Главный врач клиники московской клиники «Первый Шаг» и психиатр-нарколог Василий Шуров объясняет, почему именно это вещество пользуется таким «успехом» у россиян, как определить зависимость от него — и к чему она приводит.
Наркотики – зло! Материал носит информационный характер: мы хотим предупредить читателей об опасности психоактивных веществ различных групп.
Как начиналось солевое безумие?
«Все новое — хорошо забытое старое».
Мефедрон впервые синтезировал еще в начале 20 века французский химик Сэм Санчес. Но в те годы будущую грозу наркорынка просто «отложили в долгий ящик».
А вновь о нем заговорили только в 2004 году. Израильский математик и химик Иезекииль Голан, более известный в наркобизнесе как Доктор Зи (Dr Zee), обнаружил упоминание о мефедроне, модифицировал формулу и выпустил новый наркотик.
Поначалу мефедрон и его дизайнерский «собрат» альфа-пвп продавались под видом ароматических солей для ванн. Поэтому оба вещества на улицах все еще называют «солью», а употребляющих их наркоманов — «солевыми».
Почему именно мефедрон стал таким популярным?
Всего за 10 лет на наркорынке мефедрон стал первым по популярности наркотиком в России и других странах мира. Но ведь есть и другие дизайнерские психостимуляторы, так почему именно «меф» вытеснил их и стал безусловным лидером продаж?
На коммерческий успех и популярность мефедрона повлияли сразу 2 фактора.
Практичность
К сожалению, у «мефа» несложный синтез, а его компоненты не приходится транспортировать через границу. Отсюда — низкая себестоимость и практичность для наркодельцов.
И это — огромная проблема, с которой правоохранительные органы и в России, и по всему миру пытаются бороться уже не один год.
Масштабный эффект
Большинство других психостимуляторов, эйфоретиков и эмпатогенов — в том числе дизайнерских — обычно воздействуют только на один или два рецептора нейромедиаторов мозга: обычно это или «гормоны счастья» дофамин и серотонин, или «гормоны стресса» адреналин и норадреналин.
А мефедрон — это гремучая смесь, он воздействует сразу на все группы. Поэтому он одновременно и эйфоретик (как опиаты), и психостимулятор (как кокаин или амфетамин), и эмпатоген (как MDMA). При этом эффект ярко выражен, а действие длится дольше, чем у других психостимуляторов.
Из практики доктора:
К сожалению, у мефедрона мощный «attachment effect» — впечатление от первого применения. Практически все солевые наркоманы, которые до нас доходят, утверждают: первая доза «мефа» запоминается навсегда.
Отсюда и очень мощная зависимость: мефедрон словно проезжает по мозгам катком, кардинально разрушает представление о нормальном самоощущении, «выкручивает ощущения на максимум».
Но это единоразовая история. С каждой новой дозой действие «мефа» слабеет, а толерантность стремительно растет. А наркоман помнит «тот самый первый раз», постоянно пытается повторить — и затягивается в зависимость.
Как понять, что человек употребляет мефедрон?
Главные признаки употребления мефедрона — это поведение человека в 2 фазах: когда он принял наркотик, и когда действие «соли» закончилось.
Фаза интоксикации
Человек под мефедроном ощущает эйфорию и необычайный прилив сил, может не есть и не спать по нескольку суток (особенно если употребляет наркотик «марафонами», одну дозу за другой).
Он становится очень активным и разговорчивым, бегает и танцует, не может усидеть на одном месте, стремится к общению. Проявляется и эффект эмпатогена: зависимый доброжелателен к окружающим, хочет обниматься и целоваться.
А главная особенность мефедрона: полное подавление сознательности. Наркотик «отключает» действие коры головного мозга (отвечает за эмоционально-поведенческий самоконтроль, рациональное мышление, анализ ситуации и будущих событий) и растормаживает работу «древних» подкорковых структур мозга. В результате человек не думает о последствиях своих действий, а на первый план выходят базовые потребности и низменные желания.
Фаза абстиненции
Когда действие наркотика заканчивается, открывается обратная сторона медали — фаза абстиненции.
Человек выглядит подавленным и лишенным сил. При этом он крайне раздражителен, наблюдаются резкие перепады настроения.
А главная особенность мефедроновой абстиненции — паранойя. Зависимый страдает от пугающих тревожных подозрений: окружающие превращаются в тайных врагов, повсюду мерещится слежка и засады.
Из практики врача:
Солевая паранойя опасна и для самого зависимого, и для окружающих. Наркоман может быть крайне агрессивен: невинные слова и действия близких способны вызвать вспышку страха и ярости. Также зависимый может нанести вред самому себе: выйти из окна, прыгнуть под машину, расковырять кожу в попытке достать оттуда призрачных насекомых или следящие устройства.
Как мефедрон влияет на психику? Последствия зависимости
Мефедроновая наркомания затрагивает все внутренние органы и системы. И прежде всего «достается» мозгу. Работа нервной системы нарушается сразу по 3 значимым направлениям.
Патологическое влечение и социальная дезадаптация
Уже с первых 1–3 доз формируется стойкая психологическая зависимость. Поиск и прием наркотика становится главной целью, сдвигает все остальные жизненные приоритеты.
В итоге сама личность зависимого разрушается, начинается тяжелая моральная деградация. Человек становится лживым, двуличным, неуправляемым. Он пытается транслировать «приличную картинку» для окружающих людей, но в то же время «марафонит», тратит все ресурсы на добычу наркотика, влезает в долги и кредиты, игнорирует социальные обязательства.
При этом зависимый искренне уверен, что у него все под контролем, и его крайне тяжело переубедить.
Из практики доктора:
На одной из консультаций семья привела мужчину-мефедронщика. За 2 года он умудрился влезть в долги на 12 с половиной миллионов рублей! При этом убеждал нас, что проблемы нет. А родные в это время сидели с каменными лицами и понимали, что он лжет. Мы задавали вопросы: а как же зависимый планирует исправлять ситуацию, если не работает и имеет столько долгов? Человек не знает. Зато мы знаем по опыту, что в таких случаях обычно начинаются криминальные истории: в поиске средств зависимые идут работать закладчиками, совершают грабежи, попадают за решетку.
Отравление и разрушение мозга
Исследования показывают, что мефедрон обладает нейротоксичностью — и сам наркотик, и его метаболиты (продукты химического распада) буквально разрушают клетки мозга изнутри.
Такое повреждение приводит к энцефалопатии. Это невоспалительное заболевание, при котором ткани мозга дистрофически изменяются. Результат — психоорганический синдром. У зависимого нарушаются когнитивные функции.
Ухудшается память. Зависимый становится крайне рассеянным.Он забывает прежние воспоминания и важную информацию (в том числе необходимую для работы), может не помнить, что произошло 5 минут назад.
Снижается концентрация внимания. Мефедроновый наркоман с трудом концентрируется на чем-либо, не способен усидеть на месте и поработать над задачей, все мысли — о новой дозе. Чаще именно из-за нарушения внимания солевые зависимые быстро теряют работу, в лучшем случае остаются способны на тяжелый и монотонный физический труд.
Уплощаются эмоции. Постепенно наркоман теряет способность к «сложным» эмоциям, переживаниям и раздумьям. Любовь, восхищение, эстетический восторг, оценка искусства, сложный юмор, тонкости живого человеческого общения — все это теряется. Близкие говорят: «Да он деградирует!», и они правы. Человек становится практически безразличным, яркость чувств снижается, остаются только самые простые эмоции, примитивные удовольствия, глупые шутки.
Солевые психозы
Еще одна яркая особенность мефедрона — тяжелое нарушение работы систем важнейших нейромедиаторов мозга: серотонина, дофамина, норадреналина.
Все эти вещества играют ключевую роль в нашей эмоционально-поведенческой саморегуляции. Помогают нам адекватно воспринимать ситуацию, анализировать ее и вырабатывать соответствующую линию поведения.
Но мефедрон «проезжается катком» по этим функциям и вызывает тяжелые психотические нарушения: паранойя, бред, галлюцинации, асоциальное агрессивное поведение.
Мефедрон и сексуальное поведение
Влияние мефедрона на интимную сферу — отдельная история.
Наркотик «отключает» кору мозга, которая отвечает за рациональность, и при этом полностью растормаживает низменные инстинкты, полностью освобождает от границ морали и здравого смысла.
Прежде всего, это сексуальная неразборчивость. Все вокруг кажутся безумно привлекательными и достойными сексуального влечения. Беспорядочная смена партнеров, участие в оргиях, публичный интим…
Кроме того, мефедрон часто фигурирует в историях с изнасилованиями: его подмешивают в напитки и еду, делают уколы.
И интимные контакты под мефедроном обычно — незащищенные.
Из практики доктора:
Мы уже видим волну заражений половыми инфекциями, гепатитами и ВИЧ на фоне эпидемии мефедроновой наркомании в стране. Часто поступают пациенты, у которых ВИЧ уже перешел в СПИД: у человека крайнее истощение, бесконечные поносы и рвота, он может умереть от простейшей инфекции... Но даже не задумывался об обращении к врачу, потому что времени не было: нужно искать дозу.
А по мере развития зависимости наркоману уже и партнеры для секса не нужны, достаточно постоянной мастурбации.
Из практики доктора:
Как правило, солевые наркоманы попадают к нам уже на стадии, когда после многочасовой мастурбации органы стерты, уздечка травмирована или оторвана… Но и на этапе «знаменитого секса под мефедроном» тоже последствия не из приятных: бездумное многочасовое соитие приводит к очень тяжелым травмам половых органов. Там все совсем не так романтично, как кажется неокрепшим умам, ищущим горячих развлечений.
Мефедрон и последствия для внутренних органов
Мефедрон убивает не только при помощи несчастных случаев и деградации: он комплексно разрушает весь организм.
Самая частая история — тяжелая нагрузка на сердечно-сосудистую систему. Как психостимулятор, мефедрон повышает выработку «гормонов стресса» адреналина и норадреналина, которые влияют на тонус сосудов, сердечный ритм и артериальное давление. Кроме того, наркотик заставляет человека активнее двигаться, танцевать, заниматься интимом.
Поэтому на фоне приема «мефа» (особенно при «марафонах») часто начинаются скачки артериального давления до 200-250, безумная тахикардия. И это смертельно опасно: такая перегрузка нередко приводит к тромбоэмболии, инсультам и инфарктам даже у подростков и молодых людей.
Из практики врача:
Одна из ярких историй: друзья привозят товарища с запросом «быстро прокапать под капельницей, чтобы можно было дальше веселиться». А у него лицо перекошено, половина тела уже не работает — очевидный инсульт. Срочно вызываем неврологическую бригаду, наркомана везут в реанимацию. А его друзья тем временем возмущаются: «Док, какой вы вредный, все усложняете, там же ничего серьезного! Мы хотим продолжать вечеринку!».
А иногда смерть наступает банально от фибрилляции желудочков: на фоне сильнейшего перевозбуждения у наркомана сердце сокращается, но кровь при этом не перекачивает. Родственники потом рассказывают: «При вскрытии ничего не нашли, очагов некроза не было. Просто сын был так возбужден, что сердце остановилось».
Так как мефедрон чаще вдыхают или курят, он вызывает тяжелые поражения органов дыхания. Слизистая дыхательных путей буквально выжигается, голосовые связки воспаляются, голос садится. А на фоне регулярных марафонов развиваются хронические бронхиты, пневмония.
Если же у наркомана есть бронхиальная астма в анамнезе, мефедрон обеспечит астматический статус: тяжелое осложнение с высоким риском смерти от удушья.
«Меф» также вызывает сильнейшие мышечные спазмы (в том числе тот самый бруксизм и сведенная «щелкающая» челюсть), нарушает координацию движений и центр тяжести (отсюда «походка зомби» и пугающие позы, в которых замирают солевые наркоманы).
Влияет мефедрон и на органы пищеварения: провоцирует развитие эрозии, язвы, комплексно нарушает работу желудка и кишечника.
Почему мефедрон — самый страшный наркотик?
Прежде всего, у мефедроновых наркоманов очень высокий риск смерти: это и несчастные случаи, и сердечная недостаточность, и банальная передозировка на фоне марафонов и быстрого роста толерантности.
Из практики врача:
Часто теряем молодых ребят при передозировке просто потому, что им никто вовремя не помог.
Каждый думает, что с товарищами употреблять безопасно: в случае чего спасут. Но когда одному становится плохо, остальные просто разбегаются и не вызывают скорую: боятся, что вместе с врачами приедет полиция. Некоторых во время передозировки еще и обворовать успевают…
Но мефедрон пугает не только смертельной опасностью. Он очень быстро разрушает личность, потому что провоцирует деградацию мозга и постоянно угнетает работу коры полушарий. Человек превращается в потребителя примитивных удовольствий.
Наблюдения врача
Самое интересное, что мефедрон уравнивает всех: не поможет ни возраст, ни жизненный опыт, ни уровень интеллекта. Мы видим деградацию и у неокрепших подростков, и у солидных бизнесменов, и у заслуженных ученых и врачей.
Этот наркотик быстро стирает 2 миллиона лет эволюции, оставляет человеку один лишь «мозг рептилии»: найти и принять дозу поесть, поспать, заняться сексом. А потом — умереть.