Глава I - Забытое имя
Официальный сайт https://кто-родился.рф информирует, что в разные годы 2 февраля в мире родились 11 поэтов, но немногие из них широко известны:
Людвиг Айхродт - драматург XIX века, писатель Германии, поэт,
Иван Евгеньевич Волков - поэт XX века,
Мария Ганкель - поэт XX века,
Павол Орсаг Гвездослав - драматург XIX века, поэт,
Анастасия Сергеевна Гостева - поэт XX века,
Джеймс Дикки - поэт США,
Пётр Фёдорович Калайдович - лингвист России, педагог, поэт,
Пётр Иванович Кичеев - поэт XIX века, публицист,
Серхио Ортега - композитор Чили, музыкант, поэт, социалист,
Герасим Дмитриевич Пилеш - драматург XX века, писатель России, поэт, скульптор, художник Чувашии,
Генрик Яблоньский - поэт Польши.
Краевая библиотека для молодежи, данной и последующими публикациями, берет на себя смелость доказать, что 2 февраля родились не 11, а 12 поэтов. Имя двенадцатого, пусть не широко известного поэта, уроженца села Дивное Апанасенковского района Ставропольского края, Алексей Дмитриевич Седугин.
Сегодня забытому ставропольскому поэту и журналисту, переводчику исполняется 100 лет.
Скупые строчки Архивной справки, выданной Российским государственным архивом литературы и искусства (РГАЛИ) в октябре 2021 года сообщают, что Алеша родился в семье красного партизана, участника Гражданской войны на Ставрополье Дмитрия Степановича Седугина (1880-1961 гг.) и Екатерины Антоновны Седугиной (1881-1939 гг.) 2 февраля 1922 года.
В этой, по раскладам того времени, необычной семье, было шестеро детей: четверо старших мальчиков Екатерины и двое общих детей – Алеша и Людмила.
Самый младший из мальчишек – Алешка… Как уж так случилось у совсем взрослых родителей, но в 3-х летнем возрасте Алеша случайно выпил раствор хлорки (опасная жидкость хранилась в бане на территории домовладения). Сейчас мальчику бы поставили диагноз «химический ожог пищевода и ротовой полости» и смогли бы оказать квалифицированную помощь, как Найе…
«…Когда Найе исполнилось всего шесть лет, ее жизнь изменилась. Наигравшись летним вечером, малышка попросила в одном заведении стакан воды, где ей по случайности дали стакан ополаскивателя для посудомоечных машин. Найя сразу же почувствовала себя плохо, возникло сильное жжение в горле и началась безостановочная рвота: у нее возник ожог пищевода в результате проглатывания едкой жидкости. В этот же день Найе была оказана неотложная медицинская помощь в ближайшей больнице, а затем она поступила в Госпиталь Сант Жуан де Деу Барселона, где находилась более двух недель до стабилизации состояния… В течение следующих месяцев решение проблемы Найи заключалось в том, чтобы осуществить процедуру расширения пищевода, которую необходимо было проводить малышке каждые две-три недели в Отделении Гастроэнтерологии. В конце концов доктор Xavier Tarrado (Хавьер Таррадо), заведующий хирургическим отделением клиники Госпиталь Сант Жуан де Деу Барселона, объявил семье решение: замена пищевода (предварительно вырезанный поврежденный участок пищевода заменяется фрагментом ободочной кишки пациента)… Операция Найе была проведена успешно… Найя не теряет оптимизма: «Сейчас я чувствую себя хорошо, все плохое позади, и я уверена, что в будущем у меня тоже все будет хорошо.»…
Но тогда, в 1925 году, в маленьком селе Дивное все это было невозможно. https://ru.wikipedia.org: Апанасенковкий район был образован в 1924 году из волостей и сёл Благодарненского уезда Ставропольской губернии. Административным центром стало село Дивное, давшее первоначальное наименование району – Дивенский. 17 апреля 1924 года Киевский сельсовет был передан из Виноделинского района в Апанасенковский, фактическая передача произошла 1 июля. Население составляло чуть более 37 тысяч человек.
Мать отпаивала малыша травками, украдкой молилась Богородице. (До революции местные церкви были центром религиозной и культурной жизни ставропольского села. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы построили между 1863 и 1865 годами, в советский период разрушили. Действовала ли церковь в 1925 году или нет, я не знаю). Но, так или иначе, дома или в Храме, мать вымолила своему сыну еще 30 лет жизни.
Из-за страшной травмы внутренних органов Алексей Седугин очень часто болел, от призыва в армию был освобожден. Умер в ноябре 1955 года в возрасте 33 лет.
Этот неизвестный нам мальчик, юноша, молодой человек никогда не терял оптимизма. Откуда я это знаю? Послушайте:
«Январский день хрустальный
Над городом встает.
Коньками – острой сталью
Расчерчен синий лед.
По льду бегут ребята
И быстры и ловки.
В снегу голубоватом
Искрятся огоньки.
На санки сел мальчонка
И – кубарем с горы.
Как весело и звонко
Средь шумной детворы.
Мороз узоры выткал
Все окна в серебре.
Приносят дни каникул
Веселье детворе.
Об этих днях прекрасных,
Сверкающих в снегу –
Ребята вспомнят в классах
И в дружеском кругу.»
А. Седугин, «Веселые каникулы»
Когда мальчишке было 8 лет, семья переехала в краевой центр, и с 1931 по 1941 годы Алексей учился в средней школе № 64 города Ставрополя и, видимо, занимался сочинительством. Как писал сам поэт в своей автобиографии «Стихи мои с 1939 появляются изредка в краевых газетах».
В 19 лет поступил в Ставропольский государственный педагогический институт, из которого ушел «в связи с началом самостоятельной работы».
Август 1942 года. Ставрополь оккупирован фашистами. Алексей в партизанском отряде. Однако пробыл он там недолго: и в мирное-то время трудно было обеспечить юноше более-менее поддерживающее питание. А тут – война, лес… В любом случае, наблюдения за жизнью в партизанском отряде, потом, по возвращении в оккупированный Ставрополь, за жизнью военного города, помогли ему писать патриотические стихотворения, которые печатались в краевой прессе, были изданы в сборнике «За Родину» (издательство «Орджоникидзевская правда», Ворошиловск, 1942 год).
В 1942 году, еще во время оккупации, Алексей Седугин начинает писать поэму «Город степных ветров». После издания (Ставропольское краевое книгоиздательство, 1944 год) мнение на произведение у современников Алексея неоднозначно.
К.Черный обвинил автора в том, что он утяжеляет речь, «слово употребляет не к месту, не понимая его истинный смысл…», гоняется за мнимыми поэтическими эффектами… «У Седугина повышенное чувство к «цветовому» эпитету… «оранжевые хлеба», «лиловое небо», «пунцовый снег», «серебряная пыль»….
В. Штейн, напротив, предложил зачислить юношу сразу на 3 курс литературного института имени Горького (https://litinstitut.ru/info_history: «Литературный институт имени А.М. Горького – государственное учебное заведение, основанное в 1933 году по инициативе писателя Максима Горького. Современное название институт получил в 1936 году. С 1942 года приняты очная и заочная формы обучения. С 1953 года при институте действуют Высшие литературные курсы. В 1983 г. институт награжден Орденом Дружбы народов. С 1992 по 2014 год находился в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации. С 2014 года находится в ведении Министерства культуры Российской Федерации.»), говоря «у него очень хорошая зрительная память и выдумка» и цитируя фразы из того же произведения: «…Лиловый неба ситец натянут на подрамники окна.»
Я не критик. Но как быть, если, во-первых, повышенное чувство к цветовому эпитету было присуще многим ИЗВЕСТНЫМ поэтам.
Например, каждое второе стихотворение А.Ахматовой имеет в своем составе хотя бы один цветовой эпитет: «Вижу выцветший флаг над таможней и над городом ЖЕЛТУЮ муть», «Растут стихи, не ведая стыда, как ЖЕЛТЫЙ одуванчик у забора» (https://stihi.ru/2016/09/24/7178);
С.Есенин «СИНИЙ май. Заревая теплынь. Не прозвякнет кольцо у калитки. Липким запахом веет полынь. Спит черемуха в БЕЛОЙ накидке» (Библиографическое описание: Буданова, Н.Э. Синий цвет в лирике С.А. Есенина / Н.Э. Буданова, Г.Н. Тюрина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 6.4 (110.4). — С. 3-5);
Б.Окуджава «…белую краску возьми, потому что это - начало, потом желтую краску возьми, потому что все созревает, потом серую краску возьми, чтобы осень в небо плеснула свинец, черную краску возьми, потому что есть у начала конец, краски лиловой возьми пощедрее, смейся и плачь, а потом синюю краску возьми, чтобы вечер птицей слетел на ладонь…».
Да что уж говорить, если в одной из любимых наших песен было «...оранжевое небо, оранжевое море, оранжевая зелень, оранжевый верблюд, оранжевые мамы, оранжевым ребятам, оранжевые песни оранжево поют…» (стихи – А.Арканов).
Во-вторых, поэма написана 20-ти летним юношей.
И, в-третьих, и для меня это самое главное, «Город степных ветров» – это рассказ ОЧЕВИДЦА, свидетеля тех страшных и безвозвратных событий, которые происходили на Ставрополье в период с августа 1942 по январь 1943. Это боль израненной души, стон человека, потерявшего друзей, близких, знакомых, и это радость юного сердца, предвкушающего Победу!
Я не ставила целью разбираться в качестве произведения, основах стихосложения, эпитетах, пассажах. Я просто прочла поэму А. Седугина «Город степных ветров». С разрешения внучки поэта, Веры Владимировны Пономаревой, данная возможность предоставлена и вам, наши дорогие читатели. Именно для того, чтобы вы смогли составить свое личное мнение о 20-летнем ставропольском поэте советского периода Алексее Седугине и его произведении, Молодежка публикует поэму «Город степных ветров» на нашем ресурсе.
Из Методических рекомендаций по выбору тематического направления (авторы – Чекалов П.К., профессор кафедры гуманитарных наук ГБУ ДПО «Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификация и переподготовки работников образования», доктор филологических наук, Ухтинская О.Г., старший преподаватель кафедры гуманитарных наук ГБУ ДПО «Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификация и переподготовки работников образования», сайт http://stavminobr.ru › files › МЕТОД.РЕК..docx): «Если рассматривать тематический диапазон кашпуровской поэзии, то в ней можно выделить несколько основных блоков: историко-революционная и связанная с ней ленинская тема, тема Великой Отечественной войны, детства, любви, зарубежья, но главной темой художественного мира поэта стала малая родина – степное Ставрополье. Нельзя сказать, что Кашпуров первым открыл эту тему, до него к ней обращались и А. Исаков, и А. Седугин, но в такой мере, как он, ее не опоэтизировал никто.»
«Стоит зима, охапки снега бросив.
В тугом снегу увязли деревца,
И тронула сады сквозная проседь,
На солнце переливно замерцав.
Вчера лишь только бушевала вьюга,
Поземкой снежной заполночь пыля.
А нынче снег лучится по округе,
Сверкают синей белизной поля…»
А. Седугин, «Город степных ветров»
Алексей был не только поэтом, но и журналистом, актером, переводчиком, работал на строительстве Невинномысского канала… Но об этом – в следующих наших публикациях. А сегодня мы приглашаем подключиться к разговору о нашем земляке литераторов, музейщиков, библиотекарей, актеров, жителей Апанасенковского района, педагогов школы № 64 города Ставрополя, научных сотрудников и преподавателей Северо-Кавказского федерального университета. Мы очень надеемся, что с вашей помощью официальный сайт https://кто - родился.рф пополнится записью следующего содержания:
2 февраля в мире родились 12 поэтов, один из них Алексей Дмитриевич Седугин - поэт XX века, переводчик, журналист, актер, Россия, СКФО, Ставропольский край.
Автор благодарит директора Ставропольской краевой филармонии Ларису Коневу за дельный совет, директора Апанасенковской ЦБС Зинаиду Кретову за то, что коллеги уже подключились к поискам информации об Алексее Седугине.
Отдельная благодарность за предоставленный архивный материал внучке поэта Вере Пономаревой.
За дизайн и графическое оформление материала большое спасибо заместителю директора ГБУК СК «Ставропольская краевая библиотека для молодежи имени В.И.Слядневой» Ангелине Казанцевой.
© Хавалиц И., 2022 г.
Продолжение следует