Глава II - Род
После отмены крепостного права в 1861 году в России начались массовые миграции крестьянства. Народ уходил в другие местности на заработки. Воронежские крестьяне тоже выдвинулись на поиски лучшей жизни.
Источник фото: https://fishki.net/2006676-tak-vygljadeli-velikorossy-v--xix-veke.html © Fishki.net
На фотографиях – «обедневшее» русское крестьянство, современники и герои произведений Салтыкова-Щедрина, Достоевского, Толстого, Чехова. Удивительно, но русская культура XIX века показывала крестьянство совсем иными людьми, как правило, спившиеся, ленивые, безграмотные Et Cetera.
За время после отмены крепостного права и до начала первой мировой войны из Воронежской губернии выселилось более 300000 крестьян, что составило приблизительно 3,5-4,0% сельского сословия. «…Аграрные преобразования правительства П.А. Столыпина в Воронежской губернии потерпели крах. В Воронежской губернии господствовал земледельческий тип постоянных миграций крестьян… в постоянных миграциях… довольно четко просматриваются три этапа: 1860-1880-е годы, 1890-е-1905 годы, 1906-1914 годы…». Источник: «Миграции крестьян Воронежской губернии в 1861-1914 гг.», диссертация кандидата исторических наук Иноземцева Игоря Владимировича Воронеж, 2005, https://www.dissercat.com/content/migratsii-krestyan-voronezhskoi-gubernii-v-1861-1914-gg.
Российский государственный исторический архив – особо ценный объект наследия народов Российской Федерации, крупнейший исторический архив Европы и один из крупнейших архивов в мире, – хранит 13749 крестьянских дел за 1867-1918 гг. Из диссертации кандидата исторических наук Иноземцева И.В. «…Хранящиеся в фонде документы (отчеты, доклады, телеграммы) содержат сведения о местах выхода переселенцев, мерах по подготовке земельного фонда для аграрных мигрантов, водворении переселенцев в местах вселения, их экономическом потенциале и отношениях со старожильческим населением».
Видимо, в одну из миграционных волн из Воронежской губернии в село Валуевка Ростовской области, вместе со своими земляками и родней, выдвинулся и крестьянин Антон Ведьмин. Умный, работящий, хозяйственный мужичок, внешне похожий, по воспоминаниям внучки, на Деда Мороза. С удивительной фамилией – Ведьмин.
«Ведьмин – белорусская, татарская, мордовская, еврейская, чаще русская фамильная модель, образованная от отчеств (по крестильному или мирскому имени одного из предков Кирилл → Кириллин; сын Никиты → Никитин и т.п.), от прозвищ (по роду деятельности, месту происхождения или какой-то другой особенности предка ), от прозвищ (Борода → Бородин, Пушка → Пушкин и т.п.), редко от имени либо прозвища матери (Дарья → Дарьин, Ольга → Ольгин).». «Местами в России, особенно в Поволжье, фамилии на -ин/-ын охватывают более 50% населения. История фамилии Ведьмин насчитывает несколько сотен лет. Первое упоминание фамилии Ведьмин встречается в XVIII-XIX веках. Поначалу только самое богатое – «именитое купечество» – удостаивалось чести получить фамилию Ведьмин. В это время начинают называться многочисленные боярские и дворянские роды. Именно на этот временной промежуток приходится появление знатных фамильных названий. Фамилия Ведьмин наследуется из поколения в поколение по мужской линии (или по женской).
Фамилия Ведьмин состоит из 7 букв. Семь букв в фамилии – это люди канона. Они безоговорочно принимают внушенные в процессе воспитания правила и искренне верят в то, что их неукоснительное соблюдение – единственно возможный путь к счастью. Проанализировав значение каждой буквы в фамилии Ведьмин можно понять ее суть и скрытое значение: В – умение сходиться с людьми, простота в общении, реализм. Творческая личность, стремится к единению с природой. В жизни человека очень много зависит именно от его решений; Е – самовыражение, стремление к обмену опытом. Выступают в роли посредника в конфликтах. Проницательны. Могут часто менять место жительства, непоседливы; Д – приступая к работе, хорошо обдумывают последовательность. Основной ориентир – семья. Занимаются благотворительностью. Имеют скрытые экстрасенсорные способности; Ь – способность сглаживать конфликтные ситуации, мягкость характера. Желание все рассмотреть «под микроскопом», детализировать; М – застенчивы, любят помогать окружающим, не приемлют варварского отношения к природе. Стремление во всем находить рациональное объяснение; И – романтичные, утончённые и чувственные натуры. Добрые, мечтают о гармонии с окружающим миром. Иногда склонны к одиночеству и аскетизму. Неумение подчиняться кому-либо указывает на равнодушие к власти; Н – знак неприятия действительности такой, какая она есть. Желание достичь духовного и физического здоровья. В работе проявляется усердие. Наличие критического ума и категорическое неприятие рутинной работы. Неумение расслабляться в обществе, постоянная напряженность и сомнения.». Источник: https://woords.su/full-name/russian-surnames/ved1min, https://familiya.website/vedmin/.
Фамилия является основным элементом, связывающим человека со вселенной и окружающим миром. Она определяет его судьбу, основные черты характера и наиболее значимые события. Внутри фамилии Ведьмин скрывается опыт, накопленный предыдущими поколениями и предками. На цифровой копии дореволюционной фотографии, размещенной вверху, – Антон Андреевич Ведьмин. А это – его внук, Алексей Седугин. Не знаю, как вам, а мне лично кажется, что дед и внук очень похожи.
Село Валу́евка в Ремонтненском районе Ростовской области первоначально называлось Хумбута. Предположительно, что до появления села в этом месте существовало калмыцкое или монгольское стойбище, а само название села произошло от фамилии некого богача Валуева. К середине XIX века Валуевка была единственным крупным селом на тракте Царицын – Кавказ: в селе имелось 357 дворов, проживало 2020 жителей. К 1914 году за селом было закреплено 11940 десятин удобной и 11896 неудобной земли, имелось 430 дворов, проживало 1692 души мужского и 1697 женского пола.
Благодаря исключительному трудолюбию а, может быть, и своей фамилии, Антон Ведьмин, начал быстро богатеть, обустраиваться. Приглядел место для нового переезда, уже по Ростовской области, дом построил. Жениться решил. И как вы думаете, на крестьянской дочери? Как бы не так! Жену взял себе городскую, ученую. Дочь купеческую Анну Тихоновну из города Астрахань. Очень красивая была Анна, ревновал жену Антон Ведьмин до самой ее смерти.
Семья переехала в новый дом в селе Ремонтное, где в браке у Антона Андреевича и Анны Тихоновны Ведьминых родилось десятеро детей: три девочки и семь мальчиков – наследников фамилии.
Все дети выжили, хозяйство процветало: были куплены земля, скот, сельскохозяйственная утварь, местными крестьянами обрабатывались пашни, начал строиться кожевенный завод, вальцовая мельница, магазины. Подрастая, дети получали отличное образование и включались в «семейный бизнес»: парни работали на производстве (кожевенном заводе, маслобойне, мельнице), в поле, приказчиками в собственных магазинах.
На фото Виктор Антонович Ведьмин с женой (образованной, окончившей гимназию и Высшие женские курсы) Александрой.
В семье Ведьминых давали отличное образование не только своим детям, но обучали детей наемных работников и крестьян. Набожный Антон Андреевич восстановил в селе Ремонтное церковь, помогал прихожанам данного храма, дружил с батюшкой, к которому частенько наведывался разговоры религиозные поговорить, да чаю попить.
У священника служила кухаркой солдатская вдова Ефросинья. И упросила Ефросинья Антона Андреевича взять сына своего Митьку «в люди». Значение выражения «идти в люди» такое: те, у кого не было средств, чтобы прокормить своего ребёнка, отдавали детей в ученье к богатым. Но отдавали только с 8 или с 10 лет. Вот так и стал воспитываться у Ведьминых Митька Седугин. Жил, как приемный сын. Получил наравне с Ведьмиными-младшими прекрасное образование, был обучен игре на музыкальных инструментах, искусству верховой езды, фехтованию, счету, разбирался в качестве материалов, мог управляться с хозяйством. С благословения Антона Андреевича сыновья, вместе с Дмитрием, ездили в Европу, учиться мастерству. Вместе посещали балы, маскарады, театры. Так и заявляли дети отцу: «Без Митьки не поедем!».
Хозяйство Ведьминых для XIX века было современным и отвечавшим последнему слову техники того времени. Вот как это описано Карахановой Е.Б. в очерке «Лоскутки воспоминаний»//Донской временник, http://www.donvrem.dspl.ru/Files/article/m2/3/art.aspx?art_id=1757: «Зал мага-зина был разбит на несколько секций, как мы бы сегодня сказали, по группам товаров: бакалея, галантерея, мануфактура (ткани), хозяйственные товары (где вместе с корытами и сепараторами стояли швейные машинки «Zinger»). В каждом отделе были кассы, за которыми сидели невестки Ведьмина, жёны сыновей. Работала вся семья. Есть легенда, что между жилым домом Ведьмина и магазином был построен подземный ход, и хозяин в любой момент мог появиться в магазине, оценить обстановку строгим взглядом.
Не покладая рук и воплощая задумки в дело, в 1910 году достроил Антон Андреевич трёхэтажную вальцовую мельницу, оборудование для которой было закуплено по последнему слову техники. На новой мельнице механизмы приводились в движение с помощью генератора. Здесь же, под одной крышей с мельницей работала маслобойня. Крепкий хозяин, Ведьмин не просто запустил прибыльное производство, но и застраховал его на приличную сумму… 35000 рублей сроком на год. Страховая премия составила 1213 рублей 42 копейки. В документе есть интересные сведения: земля, на которой стояла мельница, являлась собственностью Антона Андреевича Ведьмина. Перечень оборудования, машин был внушительным. Причём всё оно было выпуска 1910 года.
Мельница состояла из трёх этажей. На первом, в машинном отделении находились «Двигатель нефтяной 120 сил “Дизеля”, Динамо машина 87 ампер, Доска распределительная». Здесь же, на первом этаже была и вся трансмиссия: ремни, вальцевые станки «Зекъ» (3) и «Каплера» (2), а так же элеваторы и течки (10). Второй этаж занимали круповейка «Реформа» «Зекъ», щеточная машина, фильтры Эксгаустер, фильтр-мучной пылесобиратель «Зекъ». И если с оборудованием и машинами на первых двух этажах все более-менее понятно, то на третьем этаже находилось оборудование, название которого не мог прояснить даже всемогущий интернет: тарарь «Зекъ» (2), бураты (3) и магнитный аппарат, фильтр зерновой «Каплера», разсевы «Зекъ», замочный аппарат «Нептун». На мельнице так же было электрическое освещение. Все указанное имущество было застраховано на сумму 28000 рублей, а на 7000 рублей застрахованы строения: машинное отделение, мельница, маслобойня, склад и мастерские. В документе – масштабный план строений и их описание с указанием размеров».
В 1908-м, на 54-ом году жизни, умерла Анна Тихоновна. Сильно горевал Антон Андреевич. Но жизнь продолжалась. Сыновья женились, дочери выходили замуж. Так за Павла Попова, псаломщика Покровской церкви села Ремонтного, вышла и Катя Ведьмина. Переехали с мужем Лоскутки, в 19 км от Ремонтного. Жили ладно, счастливо, богато, родили пятерых детей: четверых сыновей и дочь Аннушку, которая в младенчестве умерла. Погоревали Екатерина и Павел, да и стали жить дальше. А тут и наступил 1917 год.
Российское государство после Февральского переворота лишилось законного Царя – Помазанника Божиего, удерживающего мир от сил зла. Временное правительство незаконно решило присвоить себе царские функции, откровенно вмешиваясь в жизнь Церкви. А 21 октября 1917 года произошло трагическое событие: пьяная обезумевшая солдатня осквернила в самом сердце Москвы величайшую святыню – честные мощи Святителя Гермогена, Патриарха Московского и всея Руси. Это кощунство произошло в Успенском соборе Московского Кремля. Газета «Московские ведомости» описывала события следующими словами: «Неслыханное кощунство, совершенное над мощами святителя Ермогена двумя солдатами-дезертирами, далеко не случайно. В нем, как в капле воды отражается солнце, отразился весь ужас нашего времени. В ту великую смуту семнадцатого века озверевший безумец поднял свою святотатственную руку, вооруженную ножом, на святого Патриарха; в теперешнюю смуту, три века спустя, опять-таки пьяное бешенство русских «воров» обрушивается уже на нетленные останки великого мученика-патриота». 31 октября 1917 года большевики убили протоиерея Иоанна Кочурова (ныне прославлен в сонме священномучеников Русской Православной Церкви).
Помните букву «Д» в фамилии Антона Андреевича: «обдумывают последовательность, основной ориентир – семья... имеют скрытые экстрасенсорные способности». Ведьмин-старший Екатерины успел до начала гонений на Церковь перевести Павла Попова из священников в мещанское сословие, где-то кому-то позолотил ручку и вот, Павел Попов стал мещанином: и дочери спокойнее и у внуков есть отец.
Но судьбы человеческие пишутся не нами… Повез Павел Попов на ярмарку продукты на продажу, да и сгинул. Ни слуху, ни духу, ни известий: вечером выехал в Ростов, а утром в избе, где жила вся большая семья, треснуло зеркало в деревянной раме. Поняли домочадцы, что хозяин домой больше не вернется. Так и осталась Екатерина, ни вдова, ни жена, одна с четырьмя детьми хозяйствовать. Благо Антон Андреевич да братья Катерины помогали. А между тем, в России шла Гражданская война, важнейшая часть которой – боевые действия между донским казачеством (в союзе с Белым движением на Юге России) и большевиками. И длилась она с ноября 1917 года по весну 1920 года. Во время любой войны происходит снижение уровня жизни. Однако, вплоть революционных событий 1917 года, понижение благосостояния народа можно считать умеренным. Катастрофическое падение зарплаты произошло в 1918 году (табл. 1, 2). Источник: https://rg.ru/2016/11/07/rodina-uroven-zhizni.html:
В этот же период среди казаков назревает недовольство начавшимся переделом земли на Дону, тем, что «иногородние» крестьяне, ранее арендовавшие у казаков землю, начинают занимать и обрабатывать казачьи наделы в юртах казачьих станиц. Противоречия в сельской местности нарастают и приводят к многочисленным бунтам казаков, ссорам, дракам, смертоубийству. Лихолетье Гражданской войны, где брат шел против брата, сын против отца, замечательно описано в одном из наиболее значимых произведений русской литературы XX века романе Михаила Шолохова «Тихий Дон».
Гражданская война пришла и в Лоскутки. Нам не известно, что случилось, а те, кто знал – уже не расскажут, но как-то днем к Екатерине Поповой ворвались разгневанные односельчане. Женщину избили, вытащили за волосы и потащили по улице с одним решением – рубить Катьке голову с плеч. Сыновья бежали рядом, плакали, хватались за мамку, но отбить ее у озверевшей толпы не могли. Катя плакала и молила односельчан только об одном – не оставить ее сыновей мыкаться по белу свету и сиротствовать, а отвезти их в Ремонтное к деду. И вот, в тот момент, когда Екатерина уже попрощалась с жизнью, в село въехали конники – отряд красных партизан. Возглавлял отряд Дмитрий Седугин, тот самый мальчишка, который когда-то воспитывался вместе с детьми Ведьмина. Екатерину он узнал сразу, и, пригрозив жителям села расправой, освободил Катю. Заявил, что это его жена и дети, и увез, едва живую женщину и пацанят, к себе домой.
Дмитрий жил когда-то в поповском доме и очень хорошо знал, где хранятся метрические книги, в которой были записаны рождения, браки и смерти всех прихожан церкви (метрические книги велись в России с 1722 года по 1918 год во всех православных приходах. Это основной документальный источник при изучении истории рода). Понимая, что Кате и ее детям грозит опасность, Дмитрий нашел метрики детей, выписанных на фамилию Попов, и сжег их. Так Катя Попова, в одночасье и по воле Всевышнего, стала Екатериной Седугиной, а ее сыновья – детьми Дмитрия. А через несколько лет, в 1922 году, родился у бывшей поповны и красного партизана еще один, но теперь уже общий сын – Алексей, а еще через пять лет – дочь Людмила. История продолжалась.
Караханова Е.Б. «Лоскутки воспоминаний»: «Еще и сегодня кое-где проглядываются старинные фундаменты некогда раскинувшегося на берегу Джурака, в нескольких километрах восточней окраины Ремонтного, кожевенного завода Ведьмина. Ремонтненцы старшего поколения застали еще постройки Кожзавода, айвовый сад на берегу реки. И стоит сегодня побывать на этом месте, как воображение рисует картины прошлого. Вот несколько легких колясок с резвыми лошадками спустились с бугра в низину и, покачиваясь, въехали на ровную аллею, идущую вдоль речки и отделённую от воды высаженными в ряд деревьями. А слева виднеется молодой сад».
На фото вверху Екатерина Седугина, внизу - ее правнучка Вера Пономарева.
© Хавалиц И., 2022 г.
Продолжение следует