XVI межрегиональная школа молодого библиотекаря «Медиаперспектива: матрица библиотечного развития»
С 3 по 7 июня Ставропольская краевая библиотека для молодежи имени В. И. Слядневой в рамках программы профессиональной поддержки молодых библиотекарей Ставропольского края «Надежды будущего» провела XVI межрегиональную школу молодого библиотекаря «Медиаперспектива: матрица библиотечного развития».
Мероприятие прошло при поддержке министерства культуры Ставропольского края, Российской государственной библиотеки для молодежи, Молодёжной секции РБА и информационной поддержке журнала «Молодые в библиотечном деле». Занятия Школы проходили на базе Центральной городской библиотеки им. М. Горького г. Пятигорска.
За 16 лет Школа надежно зарекомендовала себя как площадка развития профессиональных коммуникаций молодых специалистов всей страны. Активное общение, освоение практических навыков, продвижение новых форм и технологий обслуживания – важные элементы профессионального становления молодых библиотекарей. В 2019 году ее участниками стали 56 молодых специалиста, в том числе представители четырех российских регионов: г. Краснодара, Ростовской области, республики Татарстан и г. Благовещенска Амурской области. Специальными сертификатами Школы были отмечены два участника: Маргарита Четав, библиотекарь Краснодарской краевой юношеской библиотеки им. И. Ф. Вараввы, которая стала почетным 700 участником Школы; и Татьяна Поздеева, заместитель директора МИБС г. Благовещенска Амурской области, которая установила рекорд по дальности территории участника Школы (расстояние между Пятигорском и Благовещенском – 6074 км).
В профессиональной программе Школы принял участие руководитель Центра по изучению проблем информатики ИНИОН РАН, доцент кафедры медиаобразования МПГУ, кандидат философских наук Юрий Юрьевич Черный. Лекционные занятия позволили затронуть ряд важных для библиотечного дела вопросов: «Расширяющаяся цифровая Вселенная» – влияние современных технологий на общество, культуру, библиотеки; «Эволюция социальной памяти человечества от бесписьменного общества до 2040 года»; «Библиотека в формате high-tech» - модернизация библиотек и новые форматы обслуживания», «Современные медиа: знание, общение, чтение» – библиотека в системе развития медиа-информационной грамотности и цифровой культуры населения.
Теоретический материал получил развитие при проведении интерактивных деловых игр: «Футуро-мир, или Наши идеи о будущем»; «Будущее [за] библиотекой». Участники представили свои модели инновационного преобразования библиотек и концепции развития библиотек будущего.
Большая часть работы Школы была отведена обмену опытом ее участников, знакомству с интересными проектами и практиками работы. В программу занятий были включены блоки: роболатория «Гости из будущего» (о возможностях применения компьютерных технологий в повседневности рассказали представители Пятигорской станции юных техников); «100 вопросов профессионалу» – о реализации медиа-проекта «Книжная полка» ЦГБ им. М. Горького г. Пятигорска; «Библио-блокчейн» – презентации идей и опыта участников Школы.
Экскурсионно-просветительская программа – обязательная часть межрегиональной школы. Участники Школы совершили «Литературный променад» по местам действия произведений, написанных в Пятигорске, посетили домик-музей М. Ю. Лермонтова, прогулялись в курортном парке г. Ессентуки и открыли для себя возможности механотерапии в уникальном музее, узнали легенды и были Кавказских гор по пути в Куртатинское ущелье Северной Осетии.
Оценивая результаты Школы, можно сказать, что библиотечная молодежь готова стать в авангарде позитивных перемен, происходящих в библиотечном деле. Цифровые технологии могут коренным образом изменить не только сами публичные библиотеки, но и открыть для населения возможности более широкого доступа к информации, стать площадками творчества, саморазвития и постоянного совершенствования.