Подростковая наркомания — 5 настоящих причин. Как защитить ребенка? Объясняет психиатр-нарколог
«С моим ребенком такого точно не случится, у нас все хорошо!», «И почему он таким стал, чего ему не хватало?!»… Смертность от подростковой наркомании продолжает расти: по данным МВД, с 2017 по 2022 год количество погибших от наркотиков детей и подростков увеличилось в 2,5 раза. В наркотизации подростков родители традиционно обвиняют социальную среду и «плохие компании», но это далеко не все (и не основные) факторы риска. Главный врач московской клиники «Первый Шаг» и психиатр-нарколог Василий Шуров объясняет главные причины, по которым дети начинают употреблять и становятся зависимыми.
1. Внешние факторы — вершина айсберга
Конечно, нельзя отрицать влияние социума на массовость подростковой наркомании. Рост числа зависимых среди молодежи связан сразу с несколькими проблемами.
Наркотики как часть «молодежной культуры». Психотропные вещества всегда были популярны среди молодежи — это и возраст «бунта» против социальных норм, и недостаток критического мышления и способности к прогнозу долгосрочных последствий из-за недоразвитости префронтальной коры головного мозга. Но на подростков дополнительно влияет «культура употребления»: популярные фильмы, сериалы, песни и поведение кумиров могут «легитимизировать» запрещенные вещества, делают их прием «нормальным» явлением.
Эпидемия синтетических наркотиков. Вот уже несколько лет в России продолжается эпидемия мефедрона и других синтетических наркотиков. Они очень дешевые и доступные: например, мефедрон легко синтезировать, а его компоненты наркодилерам не приходится транспортировать из-за границы. При этом синтетические вещества действуют на максимальное количество нейромедиаторных рецепторов головного мозга и быстро формируют привыкание.
Наркотики как развлечение. С приходом интернет-торговли в мир наркобизнеса покупка запрещенных веществ стала своеобразным «развлечением»: подростки ищут спрятанные в разных местах города «закладки» и бравируют этим перед сверстниками, хвастаются количеством найденных «кладов».
Но важно понимать: само по себе разовое употребление наркотиков не приводит к зависимости. По данным общественного движения «Трезвая Россия», каждый второй школьник 7–9 классов хотя бы раз в жизни пробовал наркотики. При этом зависимыми становятся далеко не все.
Так происходит, потому что внешние риск-факторы употребления — лишь вершина айсберга. Любое психотропное вещество — это прежде всего инструмент изменения сознания. И причины, по которым подростки выбирают использовать этот инструмент на регулярной основе, скрываются внутри них самих.
2. Низкая самооценка и проблемы с коммуникацией
Социальное общение крайне важно для подростков: в переходном возрасте ребенок психологически отделяется от родителей, ищет ответ на вопросы «Кто я и с кем я?». Принадлежность к какой-то социальной группе помогает ему определять свои взгляды и ценности, встраиваться в социум, находить друзей, партнеров и единомышленников.
Но если подросток страдает от низкой самооценки и социальных страхов, общение со сверстниками дается ему нелегко: он робеет, чувствует себя неловко, боится сказать или сделать что-то не так, терпит насмешки от окружающих, тревожится.
И в этом случае первая проба наркотиков или алкоголя падает на «плодородную почву»: под воздействием психотропных веществ подросток успокаивается, перестает тревожиться о мнениях окружающих, начинает чувствовать себя более уверенным, активнее общается и проявляет себя. Так ПАВ становятся «костылем» для социального общения.
И избавиться от этой проблемы поможет только комплексная проработка нарушений самооценки и коммуникативных навыков: поиск причин искаженного самовосприятия и социальных страхов, выработка новых здоровых моделей межличностной коммуникации, практика здорового социального общения. Это глубокая работа, которую стоит проводить при поддержке опытного психолога.
3. Агрессивная сепарация
Наркотики и алкоголь также могут выступать инструментом агрессивной сепарации от родителей.
В норме уже с 12–14 лет подросток начинает отдаляться от родных. Он уходит в самоизучение: исследует свою обострившуюся на фоне гормонов эмоциональность, испытывает высокий интерес к искусству. А еще прощупывает личные границы окружающих, подвергает сомнению родительский авторитет и пытается выделить собственное «Я».
Очень часто сепарироваться подросткам помогает агрессия: очевидный «бунт» против родителей позволяет держать дистанцию. Ребенок перестает слушаться, атакует и критикует родительские требования, капризничает.
И если родители понимают особенности этого возраста и учатся адаптироваться к нему, понемногу «отпускают» часть контроля и дают ребенку чуть больше свободного пространства, признавая происходящие в нем изменения — «бунт» редко переходит границы безопасности и буквы закона.
Но если родители наотрез отказываются признавать в подростке отдельную взрослеющую личность, обесценивают его чувства, насмехаются над переживаниями, гиперопекают и стремятся контролировать каждый шаг, — процесс сепарации затягивается и становится более радикальным.
Чтобы символически доказать свою позицию родителям, ребенок использует опасные «атрибуты\символы взрослости»: убегает из дома, совершает антисоциальные поступки и нарушает общественные нормы. А еще — начинает активно употреблять алкоголь и\или наркотики.
И особенно опасна ситуация, когда ребенок видит: родители и сами курят, употребляют алкоголь и другие психотропные вещества. В этом случае прием ПАВ становится для ребенка своеобразным ответом на «лицемерие» родителей, которые не соблюдают свои же запреты.
4. Борьба с одиночеством и поиски близости
В норме именно семья становится для ребенка первым и важнейшим примером доверительных близких отношений. Родители помогают ребенку почувствовать безусловную любовь, принятие, поддержку, внимание к его потребностям, желаниям и чувствам.
Но этого не происходит, если родители — холодные, эмоционально отстраненные. Не умеют слушать ребенка, вникать в его проблемы и сопереживать ему. Обесценивают важные для него переживания. Ругают за честный рассказ о своих делах.
В этом случае ребенок не может построить доверительные отношения с самыми близкими людьми, но потребность в такой глубокой связи остается. И это делает подростка уязвимым — он будет готов сблизиться с любым человеком, который закроет эту потребность.
В лучшем случае он найдет хороших друзей или добросовестных взрослых наставников, которые смогут обеспечить ему то, чего он не может добиться от родителей.
Но в худшем случае эту роль возьмет на себя та самая «плохая компания»: сверстники или более взрослые приятели, которые его «примут», будут интересоваться его жизнью, чувствами и переживаниями. И в желании укрепиться в этих новых отношениях ребенок может начать соответствовать правилам группы — в том числе, употребляя алкоголь и запрещенные вещества.
Подросток также может использовать алкоголь или запрещенные вещества, чтобы привлечь внимание родителей, заставить их заботиться и переживать о себе, пусть даже таким извращенным способом.
5. Форма утешения
И, наконец, алкоголь и наркотики могут становиться для подростка инструментом расслабления и утешения. Он использует их, чтобы регулировать свои эмоции и справляться с переживаниями, которые не способен вынести в состоянии чистого сознания.
Насилие в семье. Физические наказания, словесные оскорбления, унижение, обесценивание, насмешки в адрес ребенка или другого члена семьи — крайне травмирующий опыт. Родители выступают для подростка ключевым гарантом безопасности, и если они становятся главным источником физической или психологической боли, включаются защитные механизмы психики. В том числе — избегание, попытка ухода от реальности при помощи психотропных веществ.
Повышенные требования. Еще один фактор риска — повышенная строгость родителей, завышенные ожидания от подростка, воспитание в парадигме «Родительскую любовь нужно заслужить». На фоне этой нагрузки у ребенка снижается самооценка, появляется склонность к самобичеванию, развивается повышенная тревожность. И психотропные вещества становятся способом расслабиться. А еще статус «зависимого» может помочь ребенку уйти от непомерной нагрузки, ослабить требования — даже если для этого приходится ощутить разочарование родителей.
Эта проблема особенно актуальна для учеников старших классов в преддверии ЕГЭ и поступления в ВУЗы.