Достоевский и Сервантес – диалог во времени
Образ «положительно прекрасного» человека или размышления о творчестве Сервантеса – такова идея выставки из цикла «Достоевский. К 200-летию» и направлена она на более глубокое и полное представление личности и творчества литературного гения.
Сервантеса Достоевский называл в числе величайших гениев мировой литературы. Самый известный роман испанского писателя Мигеля де Сервантеса «Дон Кихот» («Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский»), опубликованный в 1605 году, вот уже более четырёх веков считается самым глубоким и самым живописным портретом самой жизни. Интересно, что с творчеством Сервантеса Достоевский познакомился, когда был уже зрелым человеком. В 1876 году, после создания романов «Идиот» и «Бесы», он писал о романе «Дон Кихот» как о «последнем и величайшем слове человеческой мысли», считая его художественным откровением о человеке.
Интересно, что и Сервантес (1547-1616), и Достоевский (1821-1881), жившие в разное время и создавшие гениальные произведения, имели очень много схожих жизненных фактов: дворянское происхождение, тяготы военной службы, сибирская каторга у Достоевского и алжирский плен у Сервантеса, и даже пережитое ожидание смертной казни, отменённой в последний момент.
В своих талантливых произведениях они создали образ «положительно прекрасного» человека и предложили читателю задуматься над вопросом: способна ли такая личность собственными силами победить мировое зло? Дон Кихот Сервантеса неоднократно используется в творческой практике Достоевского, например, литературный прообраз князя Мышкина в романе «Идиот». Оба писателя совершили художественное открытие в литературе – изображение человека не в его идеальной сущности, а в глубине и сложности его нравственности и психологии. Достоевский настолько ценил гений Сервантеса, создавшего Дон Кихота, что верил: «Эту самую грустную из книг не забудет взять с собой человек на последний суд Божий. Он укажет на сообщённую в ней глубочайшую и роковую тайну человека и человечества».
Приглашаем к прочтению и размышлению.